среда, 5 декабря 2012 г.

Как классиков живописи обвиняли в разврате и богохульстве

Текст: Вероника Комарова

В ответ на приговор Pussy Riot деятели искусства предлагали объявить тотальный бойкот: "Ни одной выставки современного искусства в России, пока не отпустят и не извинятся перед Pussy Riot и не заявят о прекращении уголовного преследования Авдея Тер-Оганьяна и Олега Мавроматти!" За последние несколько лет, кроме Pussy Riot, Тер-Оганьяна и Мавроматти, преследованию и всеобщему осуждению подверглись и другие деятели современного искусства: Артему Лоскутову за распространение "иконы Pussy Riot" выписывали штрафы, выставки под кураторством Марата Гельмана порождали недовольство граждан, а затем отменялись, участники арт-группы "Война" перешли на нелегальное положение (лидеры группы объявлены в розыск). И это уже не говоря о менее известных художниках, таких как Григорий Ющенко, чьи выставки, как правило, живут не дольше нескольких суток.

Один из несогласных художников, борец за свободное искусство Петр Павленский говорит, что цензура в живописи существовала всегда. В свое время мастеров барокко отлучали от церкви, импрессионистов обвиняли в богохульстве и пропаганде разврата, выставки экспрессионистов и реалистов бесцеремонно закрывали. Защитник Pussy Riot по просьбе PublicPost рассказал, как безобидные, на первый взгляд, картины мировых классиков становились предметами всеобщего возмущения.

Микеланджело Меризи да Караваджо, "Кающаяся Мария Магдалина", 1596 г.

По заказу церкви Караваджо писал библейских персонажей, не сильно заботясь о придании им возвышенного образа. За излишне реалистичное изображение плоти его полотна снимались с алтарей и отвергались "отцами церкви" как непристойные. Среди них апостол Матфей, изображенный в виде простого крестьянина с грязными ногами, и кающаяся Мария Магдалина, для которой художнику позировала уличная проститутка.

Эдуард Мане, "Олимпия", 1863 г.

Полотно "Олимпия", выставленное в Парижском салоне в 1865-м, вызвало ярость посетителей и целые волны гневной газетной критики. Художник позволил себе изобразить обнаженную женщину, смотрящую прямо в глаза зрителю. Такой прямой взгляд, по мнению критиков, выдавал в женщине проститутку, а зритель невольно становился ее клиентом. Выявляя истинную систему отношений между произведением искусства и его потребителем, эта работа вызвала столько агрессии, что сотни людей приходили в Салон, чтобы плюнуть в картину или подвергнуть ее осмеянию.

Клод Моне, "Впечатление. Восход солнца", 1872 г.

Картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" была представлена среди прочих произведений на выставке "Анонимного кооператива художников" в 1874 году в Париже. Выставка вызвала скандал — над авторами смеялись и называли дилетантами. Однако именно из-за этой картины Моне художников в насмешку окрестили "впечатленными" (от названия Impression). Так возник импрессионизм, знаковое художественное течение, стоящее у истоков модернизма.

Амедео Модильяни, "Лежащая обнаженная", 1917 г.

Единственная прижизненная выставка художника Амедео Модильяни в 1917 году (в галерее Берты Вайль в Париже) была закрыта комиссаром полиции через два часа после открытия из-за наличия на картинах обнаженной женской натуры. Больше всего комиссариат и общественность были возмущены "черными треугольниками" внизу живота моделей.

Пауль Клее, "Волшебная рыба", 1925 г.

Пауль Клее — один из художников, представленных на выставке дегенеративного искусства, открытой в июле 1937 году в Мюнхене и объехавшей к 1941 году 12 городов Германии. Дегенеративными направлениями в искусстве признавались импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, дадаизм, кубизм, сюрреализм и другие течения, выходящие за рамки идеологии Третьего рейха. Прямые репрессии против представителей модернизма и их последователей являлись важной частью культурной политики, проводимой в Германии во времена гитлеровского режима.

Элий Белютин, " Реквием", 1962 г.

"Слушайте, вы педерасты или нормальные люди?! Это педерасты в живописи! Что вы на самом деле! Копейки мы вам не дадим! Вот все, кто хочет, пусть напишут список, дайте в правительство, что вы желаете выехать в свободный мир, — вы завтра получите паспорта и на дорогу!" — один из комментариев Н.С. Хрущева при просмотре в 1962 году в Манеже выставки Элия Белютина и группы единомышленников — молодых художников, не согласных следовать официальному методу социалистического реализма. Особенное негодование у Хрущева вызвали работы Соостера, Янкилевского и Жутовского. Первый секретарь ЦК КПСС потребовал запрета деятельности участников выставки. В дальнейшем все художники вошли в историю как представители советского неофициального искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий