среда, 12 декабря 2012 г.

Зачем КНДР шагнула в космос

Фото: Reuters Текст: Роман Фишман

В год 100-летия своего основателя Ким Ир Сена Северная Корея запустила на орбиту собственный спутник и стала десятой космической державой.

Водружение трехступенчатой 90-тонной ракеты Unha 3 на стартовую площадку сопровождалось шумной реакцией международного сообщества. Закрытость КНДР от внешнего мира заставила специалистов буквально гадать о происходящем — правда, не на кофейной гуще, а на спутниковых снимках, определяя параметры ракеты и происходящее при подготовке к запуску.

Старт, посвященный 100-летнему юбилею Ким Ир Сена, должен был состояться еще на прошлой неделе. Однако по неназванным причинам его отложили. Эксперты заметили на одной из фотографий со спутников железнодорожный состав, выходящий из ракетного завода. Оказалось, что он везет на космодром "Сохэ" новую первую ступень ракеты-носителя. Но технические проблемы были решены, и утром в среду 12 декабря в 4:49 по московскому времени ракета-носитель Unha 3 стартовала. Вскоре от нее отделился спутник Kwangmyongsong 3 и благополучно вышел на расчетную орбиту.

СМИ Северной Кореи уже делали победные заявления после предыдущих неудачных запусков, но на этот раз все без обмана: Стратегическое командование США (USSTRATCOM) отследило вывод спутника и каталогизировало его под номером 39026.

Власти Южной Кореи, буквально за неделю до того вынужденные отложить собственную попытку запуска ракеты-носителя, заявили протест. К ним традиционно примкнула и Япония, где прошло экстренное совещание комитета безопасности. На внеочередные консультации собрался Совет безопасности ООН.

Дело в том, что международное сообщество склонно считать нынешний запуск замаскированными испытаниями межконтинентальной баллистической ракеты, так что все ключевые игроки (в том числе и Россия) множество раз требовали от КНДР отказаться от старта. Однако он состоялся, прошел успешно — и прозвучал почти как вызов.

Власти Северной Кореи последовательно отрицают все обвинения, называют старт исключительно мирным, и поясняют: "несмотря на спекуляции Запада", эта ракета в принципе не способна на межконтинентальные перелеты, а спутник предназначен для дистанционного зондирования Земли и пасторального мониторинга сельскохозяйственных культур.

В этом есть определенная доля истины: по некоторой информации, Unha 3 если и способна достичь, скажем, континентальной части США, то уже доставить какой-нибудь опасный груз туда не сумеет. Ракета может доставлять на орбиту высотой до 500 км груз массой до 100 кг. При баллистическом полете это позволяет отправить 500-килограммовую нагрузку на 9000 км — или 1-тонную на 6000 км. А вот способна ли КНДР создать мощную ядерную боеголовку такого скромного веса, не знает пока никто.

Игорь Лисов, обозреватель журнала "Новости космонавтики"

— Что в апреле (во время неудачного старта ракеты Unha 2 — прим. ред.), что сейчас в декабре, Корея ведет себя честно. Они честно заявили, что будут запускать спутник. Они честно поставили ракету на открытую стартовую позицию, а в апреле даже показывали ее журналистам. Они объявили орбиту заранее и вывели на эту орбиту с близкими параметрами. В данном случае вопросов никаких: они действительно запускали спутник.

Вся эта шумиха — скорее политические игры, нежели реальная опасность. Хотя при этом все прекрасно понимают, что ракета массой 90 тонн способна доставить любой полезный груз на любое разумное расстояние и теоретически способна на серьезные боевые задачи.


Если это справедливо, то, согласно Договору о космосе от 1967 года, международное сообщество могло бы признать запуск Unha 3 соответствующим "потребностям всего человечества в мирном исследовании и использовании космического пространства". Однако вопрос о действительных намерениях северокорейского руководства, как всегда, не так прост.

Договор о космосе КНДР до сих пор не ратифицировала, зато не раз была уличена реализации не самых миролюбивых проектов, начиная с обогащения урана и заканчивая теми же ракетами. Буквально полгода назад на слушаниях в американском Белом доме выступал беглый северокорейский чиновник, официально заявивший о том, что сегодня важнейшей задачей руководства КНДР является создание технологий и поиск средств, необходимых для создания межбаллистической ракеты.

Международные санкции действуют слабо: соседний Китай смотрит на их нарушения сквозь пальцы, что практически сводит на нет все усилия противников Северной Кореи. В общем, если с одной стороны КНДР заявляет о мирных целях, с другой — делает немало для того, чтобы убедить всех в обратном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий