понедельник, 10 декабря 2012 г.

Пупсик, ракета, мотороллер, неваляшка

Фото: Евгений Нателашвили/PublicPost Текст: Евгений Нателашвили

В московском Манеже открылась первая выставка нового "Музея дизайна" — "Советский дизайн 1950-1980". Группа энтузиастов — дизайнеры, художники, архитекторы — мечтали о таком пространстве, где можно было бы рассказывать об отечественных и зарубежных достижениях в области дизайна — и показывать их. Сначала из-за не хватки средств придумали мобильный выставочный зал в автобусе. Потом по счастливому случаю познакомились с новым арт-директором "Манежа" Мариной Лошак — идея с музеем ей понравилась. Лошак в этом году занялась обновлением выставочной площадки, и теперь тут вместо бесконечных выставок шуб и ярмарок меда под одной крышей разместятся музей "Книга художника", "Музей экранной культуры", "Мультимедиа Арт Музей" и "Московский Музей Дизайна".

"Первую выставку мы решили сделать именно о "советском дизайне", — говорит директор "Музея дизайна" Александра Санькова. — Мы планируем развивать дизайн, рассказывать о нем. И, конечно, начинать было решено именно с советского — показать привычные всем вещи немного с другой стороны, рассказать историю создания".

Чайники, утюги и фотоаппараты показывают не как "собрание советского быта", а как дизайнерские изделия, над разработками которых работал не один художник-конструктор. Макеты, чертежи и экспонаты собраны в восьми музеях и найдены у частных коллекционеров.

"У нас привыкли воспринимать выставки дизайна как выставки красивых безделушек. Но так не всегда. Если предмет отвечает своим функциональным задачам, эстетически выверен по каким-то критериям, то это — объект дизайна, который разрабатывал профессионал, который заслуживает определенного уважения. При этом он незаслуженно забыт", — говорит куратор выставки Алена Сокольникова.

Организаторы выставки отыскали в патентных архивах имена людей, которые создавали до боли всем знакомые вещи. Более 15 интервью с художниками-конструкторами (в СССР не было профессии "дизайнер") непрерывно транслируется на выставке. Среди "рассказчиков" Владимир Рунге, главный конструктор завода "Зенит", выпускавшего экспортные фотоаппараты с конкурентоспособной оптикой; Юрий Соловьев, основатель Института технической эстетики (ВНИИТЭ) и первого конструкторского бюро. Кстати, именно Соловьев своим проектом пассажирского плацкартного вагона доказал необходимость и важность роли дизайнера на производстве — параллельно вагон разрабатывали инженеры вагоностроительного завода. Или конструктор Игорь Зайцев, интервью с которым транслируется прямо напротив его уникальной разработки — машины "Москвич", всем своим видом напоминающей капиталистический мир и так и не запущенной в производство.

Выставочное пространство условно разделено на девять базовых разделов — детство, упаковка, промграфика, музыка, аудиотехника и радио, мода, дом и быт, космос и точные технологии, досуг и отдых.

На период, представленный на выставке (50-80-е годы), как раз приходятся знаменитые "кухонные дебаты" — публичный разговор Хрущева и Никсона на открытии Американской национальной выставки в "Сокольниках". Хрущев тогда доказывал, что стране не нужны капиталистические кухни со встроенной техникой, мол, есть дела поважнее. Но при этом советские разработчики не брезговали разработками из-за границы — на выставке можно, например, увидеть мотороллер "Вятка" 50-х годов — точная копия итальянской Vespa, спроектированной авиационным инженером Коррадино Де Асканио в 49-м. В послевоенные годы нужно было поскорее дать населению необходимые товары народного потребления, поэтому советские конструкторы в открытую копировали изделия Запада. Брали готовые наработки и постепенно их дорабатывали. Например, пылесос "Чайка" завода "Коммунар", изначально скопированный с голландского, в последствии становился все более авторским.

Важнее функциональной кухни и футуристического дизайна американских автомобилей для Никиты Хрущева было участие СССР в космической гонке. В дополнение к космическому производству советские заводы выпускали стиральные машины "Ленинград", по форме напоминавшие первую ступень ракеты, или часы, изготовленные для космонавтов, а впоследствии и модели "Ракета" для массового потребителя.

От достижений космических существенно отставала легкая промышленность. С опозданием приходили в Союз и европейские тенденции. Например, знаменитый фасон женского платья New Look от Кристиана Диор, изобретенный им в 1947 году, в советских журналах появляется лишь в начале 60-х. Вообще, главная особенность советского дизайна — его контрастность. Массовое производство плановой экономики шло вместе с изготовлением действительно уникальных вещей, которые в основном предназначались для экспорта или выпускались очень маленькими тиражами "для своих". Вот, например, рядом с ситцевым платьем на выставке представлена обложка журнала Soviet Life с эскизами моделей Вячеслава Зайцева, показанных им в 1969 году в Канаде, и подписью "Вячеслав Зайцев — русский Ив Сен Лоран".

Так же было и с советской игрушкой — самые интересные разработки шли очень маленьким тиражом. Вообще, в СССР разработкой игрушек занимался ВНИИ в Загорске, где, например, и была изготовлена идеологически правильная "Неваляшка". Советские конструкторы не просто придумывали красивую игрушку, для них вопрос был поставлен шире — игрушка должна развивать ребенка и физически, и интеллектуально. Для этого придумывались методологические игрушки — полностью повторяющие достижения советского быта. "Я читала в документах, что даже была выписана отдельная большая премия за детскую швейную машинку — за то, что она хорошо шила, как настоящая. Она шла в комплекте с нашим пупсом-голышом, который, опять же, был важной идеологической игрушкой — бесполый, очень милый детский образ. При этом девочки, во-первых, сами его обшивали — это очень важный момент игры и воспитания, а во-вторых, могли его одевать то мальчиком, то девочкой. Такой был универсальный боец", — рассказывает Алена Сокольникова.

Несмотря на успех выставки, создатели музея не расслабляются и обещают все-таки запустить автобус-музей с гастролями по стране.

Выставка "Советский дизайн 1950-1980" продлится в "Манеже" до 20 января.

Комментариев нет:

Отправить комментарий